Интеллектуальная собственность и детское техническое творчество
26 марта 2014 в Санкт-Петербургском Центре детского технического творчества состоялась городская научно-практическая конференция «Культурологические и технологические основы развития юношеского инженерного мышления в дополнительном образовании детского технического творчества».
В конференции приняли участие педагоги дополнительного образования Домов творчества Санкт-Петербурга по направлениям детского технического творчества: начальное техническое моделирование, авиамоделирование, робототехника, лего, компьютерные технологии, дизайн, ТРИЗ; руководители отделов техники; методисты; учителя трудового обучения.
В рамках пленарного заседания с докладом «Интеллектуальная собственность как результат детского творчества» выступила генеральный директор Патентно-правовой фирмы «НЕВА-ПАТЕНТ» Наталия Борисовна Петрова.
В своем выступлении она отметила следующее.
Законодательство Российской Федерации предусматривает дееспособность несовершеннолетних детей в возрасте с 14 до 18 лет в части прав на интеллектуальную собственность.
Так, согласно п. 2 ст. 26 ГК РФ несовершеннолетние в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет вправе самостоятельно, без согласия родителей, усыновителей и попечителя осуществлять права автора произведения науки, литературы или искусства, изобретения или иного охраняемого законом результата своей интеллектуальной деятельности.
До наступления 14 –летнего возраста распоряжаться правами от имени детей могут только их родители, усыновители или опекуны (Ст. 28 ГК РФ).
В силу того, что уже в детском возрасте школьники могут становиться авторами, а затем и правообладателями объектов интеллектуальной собственности, необходимо чтобы и сами школьники, и их педагоги, понимали природу правовой охраны результатов интеллектуальной деятельности, могли своевременно выявить потенциально охраноспособные объекты, построить стратегию их правовой охраны.
Очень мощным источником информации для развития детского и юношеского творчества являются патентные базы данных. Ребят надо начинать учить основам проведения патентных исследования уже в школе (как минимум по бесплатным российским патентным базам). Тогда у них создастся новое понимание существующего уровня техники и результаты их технического творчества сильно возрастут.
Очень важно:
- научить детей создавать, видеть, своевременно выявлять новые, потенциально охраноспособные результаты интеллектуальной деятельности;
- рассказывать детям о природе правовой охраны различных объектов интеллектуальной собственности;
- вовремя закреплять права на потенциально охраноспособные результаты детского творчества;
- воспитывать грамотное отношение к раскрытию информации о потенциально охраноспособных технических решениях в Интернете;
- прививать детям уважительное отношение к чужим правам на объекты интеллектуальной собственности;
- стимулировать и поощрять стремление детей становится авторами и правообладателями интеллектуальной собственности.
К сожалению, большинство школьников, обучающихся в Домах и центрах технического творчества, а также их педагоги в настоящее время не обладают достаточными знаниями в области основ права интеллектуальной собственности. Наталия Борисовна Петрова, как генеральный директор Патентно-правовой фирмы «НЕВА-ПАТЕНТ», а также как Председатель Правления Фонда развития интеллектуальной собственности, предложила сотрудничество в сфере просвещения, популяризации знаний об интеллектуальной собственности. Данное предложение вызвало одобрение всех участников конференции.
Также она рассказала о мероприятиях для школьников, которые ежегодно проводятся в городе в рамках Дней интеллектуальной собственности.
В заключении выступления Петровой Н.Б. был задан вопрос, о том, существуют ли льготы по оплате пошлин за подачу заявки на изобретение, полезную модель или промышленный образец для школьников.
П. 14 «Положения о патентных и иных пошлинах за совершение юридически значимых действий,связанных с патентом на изобретение, полезную модель, промышленный образец, с государственной регистрацией товарного знака и знака обслуживания, с государственной регистрацией и предоставлением исключительного права на наименование места происхождения товара, а также с государственной регистрацией перехода исключительных прав к другим лицам и договоров о распоряжении этими правами (с изменениями на 14 ноября 2013 г.)» предусматривает возможность снижения до 20 % ряда пошлин (см. Положение), для лиц, обучающихся в образовательных учреждениях.